Советы родителям

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.

Возможные причины школьной неуспеваемости:

  • у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  • он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  • не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  • преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Причины снижения успеваемости учащихся

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость: наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными особенностями; сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса; профессиональной некомпетентностью учителей. Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.; родители плохо помогают детям в учебе; программы обучения слишком сложны. Родители называют такие причины: недоступность программы, ее сложность; высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие. Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: «надо больше заниматься с ребенком дома»; «боритесь с его ленью»;»усильте контроль выполнения учебных заданий»; «наймите репетитора» и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

  1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
  2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:
  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения;
  • содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни; повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;

способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей; относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы; постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Источник

Для дополнительного чтения

Как изменилось чтение в цифровую эпоху?

Как изменилось чтение в цифровую эпоху?

Tap, Click, Read — это книга и, одновременно, сообщество, посвященное педагогике чтения в XXI веке. Проект посвящен чтению в цифровую эпоху: как мы воспринимаем тексты, в чем различие бумажных и электронных книг, как…